Исследования

Н. Грякалова, Евг. Иванова. Записные книжки Александра Блока без купюр

 

Записные книжки — совершенно особый жанр литературы. Если творчество в классическом его понимании — это всегда обращение к читателю, то записные книжки и дневники заполняются всем тем, что автор хотел сохранить в памяти для себя, и эти записи вводят нас в его жизнь, в его внутренний мир не с парадной лестницы, а как бы с черного хода. Здесь многое не отделано, недосказано и не завершено и требует комментариев, к этим записям часто надо прилагать путеводитель.

Нина Лощинская. Экфрастические сюжеты в ранней лирике Блока

Экфрасис находится у истоков символообразования в блоковском творчестве. Это косвенно отмечала в свое время З. Г. Минц, связывая одну из моделей появления символов у Блока с ориентацией поэта на культурные пласты, что выражалось в создании им стихотворений на заданную традицией и обозначенную в заглавии тему: живописную, литературную, оперную (см.: Минц: 335).

Н.Ю. Грякалова. Карта путешествий Александра Блока: Бельгия, 1911 год

В эпоху, когда путешествия по Западной Европе привычно характеризовали modus vivendi человека интеллигентского круга, Александр Блок не склонен был часто и надолго покидать Петербург, делая исключение лишь для села Шахматова Клинского уезда Московской губернии, куда ежегодно, вплоть до 1917 года, выезжал на летний сезон. Такая оседлость вызвала недоуменную реплику его друга Вл. Пяста, писавшего из Мюнхена в мае 1906 года: «Не понимаю, как это каждый русский, имеющий свободное время и хоть очень немного неистраченных денег, не ездит – на месяц года через два – за границу».